БЕНЗИН KАK ОН ЕСТЬ

Автор: Андрей ТИТОВ

А у тебя, ты вспомни, Зин,
приятель был с завода шин…
Так он вообще глотал бензин,
ты вспомни, Зин!

Почему дети в большинстве своем так любят запах бензина? Помню, в детстве родители “за уши” не могли нас оттащить от выхлопной трубы автомобиля. Да и сейчас легкий бензиновый аромат в местах его естественного появления, например, на бензоколонке, скорее приятен, нежели противен. А запах такси! В “Волге” как-то особенно пронзительно пахло смесью бензина, масла и еще чего-то неуловимого. На такси мы ездили на вокзал. Там автомобильный дух путешествий подхватывался острым и романтическим ароматом угольного дыма и уносил тебя далеко-далеко.
Бензин — это звучит гордо

На автобазе, где я успел поработать после школы, отношение профессиональных шоферов к бензину было трепетным, уважительным и даже любовным. Им мыли руки, детали машин. Им прижигали ссадины и раны, выводили стыдных паразитов. Его экономили, сливали в чистые бензиновые ведра, любовно засасывая шлангом из бака, и втихую продавали частникам. Главное, о чем жалел в душе любой водитель, — бензин нельзя пить. Но, как и водка, в отсутствии твердой, он был жидкой валютой. А умывающиеся первой нефтью бурильщики! Да что говорить, топливо у нас уважают.
Так что же такое бензин? Зачем он нужен, знает всякий. Kаким он должен быть, вам скажет даже ребенок — чистым. Однако есть еще несколько важных свойств, не обладая которыми, бензин останется только средством для мытья замасленных рук и борьбы с насекомыми.

Что такое октановое число
В качестве эталонов для определения октанового числа (ОЧ) бензина используют два углеводорода, один из которых — изооктан — обладает очень высокими антидетонационными свойствами, то есть горит, а не взрывается. Другой — н-гептан — наоборот, при каждом удобном случае норовит бабахнуть. ОЧ изооктана принято считать равным 100, а ОЧ н-гептана — нулю. Если эти два соединения смешать в пропорции 92 к 8, то получится горючее с ОЧ, равным 92 — это эталон 92-го бензина. По этому эталону и определяются антидетонационные свойства бензина, претендующего на звание “девяносто второго”.
Главным показателем, особенно существенным для любого автомобиля, является октановое число. Что это такое и как его определяют? Наверное, путем сложных химических исследований, колбочки там, пробирочки разные, реактивы, лакмусовые бумажки, скажет чайник-водила. А на самом деле для определения октанового числа применяют специальную установку — одноцилиндровый двигатель с изменяемой степенью сжатия. В установку заливают образец бензина и измеряют детонацию. Затем в ту же установку последовательно заливают смеси изооктана и н-гептана в разных пропорциях, добиваясь того же уровня детонации. Доля изооктана в такой смеси и говорит об октановом числе бензина.
Измеряют его двумя способами — моторным и исследовательским. Моторный метод отличается от исследовательского лишь более жесткими условиями работы двигателя — выше обороты и температура горючей смеси. Поэтому моторное октановое число всегда меньше исследовательского. Это, кстати, вносит путаницу в маркировку бензинов. Раньше товарные сорта бензинов, октановое число которых измерено по исследовательскому методу, снабжали маркировкой с буквой И — например, АИ-93 и АИ-95. А отсутствие буквы И в маркировке бензина — например, А-72, А-76 — однозначно свидетельствовало о моторном методе определения октанового числа.
Сейчас на колонках продают так называемые экспортные бензины А-80, А-92. В их маркировке буква И отсутствует, однако октановое число определено по исследовательскому методу.
Для полного сгорания одного килограмма бензина нужно 14,7 кг воздуха, и образуется при этом 3,1 кг углекислого газа (СО2) и 1,3 кг воды (Н2О).

Двойной стандарт
Путь бензина от дырки в земле до автомобильного бензобака лежит через нефтеперабатывающий завод. Kаждое из этих предприятий обязано получить сертификат на тот или иной вид топлива. Бензин проходит тщательные испытания на соответствие ГОСТ (ТУ), и на основе результатов исследования межведомственная комиссия принимает решение о допуске к производству и применению бензинов. А аккредитованные центры при Госстандарте выдают одобренному топливу сертификаты.
Сегодня на территории России действуют два стандарта на основные сорта бензина: ГОСТ 2084-77 (А-76, А-91, АИ-93, АИ-95) и ГОСТ 51105-97, разработанный в соответствии с европейскими требованиями к качеству и экологичности топлива. Согласно последнему принята и европейская терминология: АИ-80 (Normal), АИ-91 (Regular), АИ-95 (Premium), АИ-98 (Super). Однако до тех пор, пока заводы не приведут в соответствие с новоиспеченным стандартом свою продукцию, ГОСТ образца 77 года будет действовать на равных с новым.

Предъявите паспорт!
Бензин, как и добропорядочный российский гражданин, обязан иметь паспорт. Выдают ему удостоверение личности не в милиции, а на заводе, где он родился. Однако изменения, происходящие “кое-где у нас порой” с топливом в дороге, в сию бумагу не попадают. Так что документ может быть подлинным, а его владелец — поддельным. Сейчас бензиновые паспорта стали вывешивать на бензоколонках, и многие наши читатели интересуются, что значат те или иные параметры и как влияют они на здоровье автомобиля.
Слева в документе указаны значения по ГОСТУ или ТУ, справа — фактические, присущие данной партии. Первым в паспорте стоит графа “детонационная стойкость”. Это “самое важное из всех искусств” бензина. Именно эта цифра красуется на самой колонке, откуда выливается огненная жидкость.
Следующая цифра — концентрация свинца. Для неэтилированных бензинов она не должна быть более 0,013 г. на куб. дм. Kонечно, если вас решили обмануть и в резервуарах смесь, обильно заправленная тетраэтилсвинцом, то в бумажке данный факт отражения иметь не будет. Но все же продолжим.
Следующие строчки (температура перегонки) говорят о “легкости” топлива — чем меньше эти значения, тем больше в бензине легких фракций, тем быстрее запустится двигатель зимой. Далее важная графа — концентрация смол. Чем ниже, тем лучше, смола — яд для карбюратора, инжектора, впускных клапанов.
“Индукционный период” говорит о способности бензина к длительному хранению. А “испытанию на медной пластинке” топливо подвергается с целью выяснения окислительных коррозионных свойств, которые оно проявит в системе питания автомобиля. Пометка “выд.” означает — испытание выдерживает.
Следующие строчки должны сопровождаться только одним примечанием: “отс.” — отсутствуют кислоты, щелочи, механические примеси и вода. Kстати говоря, если в левой колонке проставлены значения некого ТУ, а не ГОСТ, это означает, что жесткие государственные стандарты, скорее всего, (обычно в допустимых пределах) несколько занижены заводом-производителем.
Нелишне напомнить, что в полном соответствии с этим документом бензин выезжает из ворот завода. Что с ним происходит дальше, зависит от соотношения потребностей и желаний работников нефтебаз и бензоколонок с их информированностью о предстоящих проверках. Иногда “пределы разумного” здесь не соблюдаются.

Не так страшен черт…
Нефть бывает разная и бензин из нее получается разный. Например, пятьдесят шестой. И что с ним делать? “Вылить!”, — вскрикнет нервный владелец крутой иномарки. Не-ет, такого не бывает. Все идет в дело. Есть несколько способов получения высокооктанового бензина. Можно разбавить его 95-м до 76-го. А можно добавить вещества, которые укротят взрывчатый н-гептан до приемлемого уровня. Самый распространенный в России способ — этилирование, добавка тетраэтилсвинца. Бензин становится страшно ядовитым, но в двигателе горит хорошо, не взрывается. Такое топливо для отечественных машин без нейтрализатора отработавших газов совершенно безопасно. Двигатели у нас проектировались по принципу “если завтра война” и достаточно эластично приспосабливаются к работе в самых экстремальных условиях. Но для иномарки с нейтрализатором одна заправка этилированным бензином может стать причиной серьезных бед. Сначала выйдет из строя сам дорогостоящий платиновый борец с токсичностью, затем, лямбда-зонд — датчик определяющий количество кислорода в топливной смеси. В общем ничего хорошего.
Kак же отличить этилированный бензин? А никак — все равно обманут. Неэтилированным, собственно, можно считать бензин содержащий свинца не более 0,013 г. на куб дм — остальные в той или иной мере следует признать этилированными (ГОСТ). По правилам этилированный бензин обязаны подкрашивать, но в реальности могут подкрасить, а могут и нет. Опять же по правилам должна быть помечена колонка, и в бак инжекторной машины не должен влезать пистолет с этилированным бензином. Но вы же понимаете…
Впрочем, еще в прошлом году, всем российским заводам было вообще запрещено производить этилированный АИ-93.
Особняком от российской глубинки, стоят крупные города, в первую очередь Москва и Санкт Петербург. Здесь практически исключен риск заправки этилированным бензином. Для увеличения октанового числа местные нефтеперерабатывающие заводы используют не содержащие свинец антидетонаторы: автовэм (на основе марганца), феррада (на основе железа), ада (на основе монометиланилина) и другие, им подобные. По данным ВНИИ нефтепереработки, заводы поставляют в столицы все более качественное топливо, и владельцы чувствительных заграничных машин могут начинать волноваться, только отъехав километров на 50 от города.

Причем здесь пальцы?
Итак, для российского агрегата тетраэтилсвинец не помеха. Что же тогда заставляет многострадальный жигулевский или москвичевский движок трястись, вздрагивать и глохнуть, колотясь в предсмертных судорогах? Детонация.
Разберемся, что происходит, если в цилиндры поступает неподходящий низкооктановый бензин? Поначалу вспышка и распространение фронта пламени протекают так же, как при нормальной работе двигателя. Но когда пламя съедает уже две трети объема камеры сгорания, в оставшейся трети, вдруг происходит точечное самовоспламенение смеси. Причем огонь имеет “неправильную” природу — это так называемое “холодное пламя”. Далее происходит что-то вроде цепной реакции, и скорость распространения пламени резко увеличивается до 2000–2500 м/с! Ударные волны, достигая стенок камер сгорания, порождают характерный металлический стук. Именно про этот звук почему-то говорят: “пальцы стучат”. Хотя на самом деле поршневые пальцы здесь ни при чем.
Вред детонации велик.
Во-первых, снижается эффективность работы двигателя — топливо сгорает не полностью, падает мощность.
Во-вторых, детонация способствует разрушению деталей двигателя. Ведь ударные волны не только бьются о стенки цилиндра, поршень, головку блока — они срывают слой масляной пленки с этих деталей, заставляя их работать всухую и вызывая повышенный износ двигателя. Привет любителям синтетических масел в отечественных автомобилях. Обладая повышенной текучестью, такие масла при детонации “сдуваются” с поверхности деталей гораздо быстрее минеральных.
А в-третьих, при работе двигателя с детонацией, увеличивается токсичность отработавших газов. При неполном сгорании образуется целый шлейф выбросов — это частички несгоревшего топлива (углеводороды СН), моноокись углерода (СО) и окислы азота (NOx). А еще соли свинца, полиароматические соединения, кетон-альдегиды..

Эта запись была опубликована в рубрике Интересное. Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>