Исконно московский напиток

То, что водка – вещь исконно русская, казалось бы, общеизвестный факт. Но тридцать лет назад Советский Союз чуть не лишился права продавать национальный напиток под этим именем. Чтобы спасти положение, было проведено серьёзное историческое исследование, которое ясно доказало, что водка появилась не просто в России, а именно в Москве.

Только факты
Согласно общепринятому определению водка – это крепкий алкогольный напиток, состоящий из воды и зернового спирта. Причём последнее условие обязательно. Если сырьём для спирта послужила картошка или, скажем, сахар, то считать продукт водкой нельзя.
Приоритет России в этой области никогда не ставился под сомнение. Но в 1978 году руководство государственной водочной монополии Польши попыталось доказать, что Речь Посполита раньше преуспела в дистилляции зерновых спиртов. Советская сторона поначалу не воспринимала эти претензии всерьёз. Но дело приняло серьёзный оборот – право на название «водка» вполне могли передать полякам. В этой ситуации отечественные марки уже не имели бы права именоваться водками.
Даты начала производства коньяка во Франции, джина в Англии и виски в Шотландии известны довольно-таки точно, чего нельзя сказать о национальном русском напитке. Ни по письменным источникам, ни по данным археологии история водки не прослеживалась дальше XVI века. Доказательство российского происхождения водки было поручено Вильяму Похлёбкину, уже известному к тому времени своими исследованиями по истории кулинарии.
Задача оказалась нетривиальной. За неимением прямых сведений пришлось обратиться к косвенным. Исследователя интересовали не первые случайные опыты по перегонке зернового спирта, которые могли остаться для истории незамеченными, а начало винокуренного производства. Это значит появление новой крайне прибыльной отрасли промышленности и нового весьма доступного алкогольного напитка, что не могло не повлечь за собой серьёзных экономических и социальных последствий.
Оставалось определить примерные временные рамки этого знаменательного события. До второй половины XIV века в источниках не попадаются упоминания чего бы то ни было похожего на водку. Даже в описании печально знаменитой битвы на Пьяни 1377 года, когда ополчения переяславских, суздальских, ярославских, юрьевских, муромских и нижегородских князей и других союзников Москвы в состоянии алкогольного опьянения были перебиты сильно уступающей им по численности армией татарского царевича Арапши. А при Иване Грозном водка уже фигурирует в официальных документах. Значит, поле поисков сузилось до промежутка с конца XIV по начало XVI века.
Чтобы появилось винокуренное производство, нужно три вещи: технология, потребность в новом алкогольном напитке и излишек зерна. Способ дистилляции к концу XIV века был уже известен в Европе и в европейских колониях на территории Руси: Каффе в Крыму и владениях Ливонского ордена. По двум оставшимся критериям из всех русских государственных образований и их ближайших соседей подходит только Москва.
Население Московского княжества в конце XIV – XV вв. бурно растёт. Дикого мёда в окрестных лесах уже не хватает на изготовление традиционного массового алкоголя, а пчеловодство ещё не развито. Зато хлеба вдруг становится действительно много – в 1420-х годах Москва переходит на прогрессивное трёхполье. При этом все соседи страдают от войн и неурожаев.
В своих изысканиях Вильям Похлёбкин пришёл к выводу, что винокурение развилось на базе московских монастырей и произошло это в 1440-х годах. А в промежутке между 1472 и 1478 годами Иоанн III ввёл первую государственную монополию на водку.
Право СССР на название «водка» удалось отстоять. А работа «История водки» вышла потом отдельной книгой.

Рождение легенды

Исследователь также предположил, что первым винокуром на Руси был монах Исидор, член московской делегации на VIII Вселенском соборе, который по возвращении мог организовать производство водки в Чудовом монастыре на территории Кремля.
Косвенное доказательство этому Вильям Похлёбкин привёл в своей работе: «По приезде в Москву Исидор был заключён в Чудов монастырь, где просидел год, а затем бежал в Киев и оттуда в Рим. Удивительно то, что, во-первых, он не был сожжён Василием III за переход на сторону римского папы на Флорентийском соборе; во-вторых, содержался в Чудовом монастыре в хороших условиях, а не как преступник; в-третьих, получил возможность беспрепятственно бежать, имея и транспорт, и сопровождающих; и, в-четвёртых, не был преследуем Василием III, а невредимым оставил пределы Московского государства».
Теперь уже не узнать, Исидор ли положил начало винокурению или какой-нибудь другой монах, да это и не имеет большого значения. Главное, легенда получается красивая. И, кстати, куда более обоснованная, чем история о другом монахе – Бертольде Шварце.
Неудивительно поэтому, что легенда про Исидора становится легендой официальной и используется для продвижения российской водки класса суперпремиум. Название продукта соответствующее – «Легенда Кремля».
Сделать хорошую водку не так уж и сложно, нужны лишь качественные ингредиенты, правильная технология и красивая тара. Но если надо произвести водку элитную, этим уже не обойтись. Ведь она должна чем-нибудь отличаться от просто хорошей. Для «Легенды Кремля» таким ноу-хау стала история про монаха Исидора.
Изящная бутылка в форме штофа, какие раньше выпускались на потёмкинских стекольных мануфактурах. Непременно входящий в комплект буклет с текстом легенды и средневековым планом Кремля. Сама водка, сделанная по старинному рецепту. Всё оставляет ощущение непрерывности традиций.
Вкус и качество «Легенды Кремля» по своему уровню не уступают дизайну. За четыре года своего существования марка получила восемнадцать одних только Гран-при и Золотых медалей. Достоинства водки отметили в Москве и Санкт-Петербурге, в Лондоне и Брюсселе, в Познани и Чикаго.
Впрочем, разве может быть другой водка, которая поставляется в Кремль, Дом правительства, Госдуму и Совет Федерации? Производит «Легенду» ФГУП «Кремль» Управления Делами Президента РФ. Это предприятие было создано для продвижения за рубежом символов нового Российского государства: двуглавого орла и триколора. Основной способ – нанесение государственных символов на традиционные русские товары. Элитная водка прекрасно подходит для этих целей. И «Легенда Кремля» исправно экспортируется во многие страны мира.
Что ж, право продавать именно водку осталось за Россией. Теперь главное – не ронять марку.

Никита МОРОШКИН, «Московские новости»

Эта запись была опубликована в рубрике Общество. Добавить в закладки ссылку.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>